Аналитика


Выборы стали "холодным душем" для КПРФ. Все версии поражения зюгановских коммунистов
Политика | Центральный ФО | В России

Перед самыми выборами первый замруководителя Администрации президента Вячеслав Володин заявил, что ЛДПР может занять второе место, впервые за много лет одолев КПРФ. Заявление прозвучало очень неожиданно, ЛДПР подошла к дню голосования в обычной своей форме, как отмечают эксперты, с единственным и бессменным лидером, без сильных региональных отделений и (как казалось) слабой линейкой одномандатников. Уже тогда удивило то, что этот "прогноз" коммунисты молча проглотили, но гораздо важнее, что они в целом провели на редкость пассивную кампанию, хотя перед выборами из штаба КПРФ шли потоком обещания, что партия проведет обновление и продемонстрирует новые подходы и новых лидеров.

Пример того, как проходило выдвижение новых лиц в КПРФ, можно увидеть в Свердловской области, где 29-летний глава отделения "красных" Александр Ивачев буквально выдавил из ячейки известного на своей территории депутата ЗакСО Андрея Альшевских. Как результат, Альшевских разгромил своих противников в округе, получив более 30% голосов, но уже будучи кандидатом "Единой России". Коммунисты же не смогли взять ни одного округа в регионе.

Прогнозы же, напротив, сулили коммунистам в России достаточно высокий результат, а уж провал по одномандатным округам и вовсе удивил наблюдателей и политологов.

"Одномандатники ЛДПР стали неожиданностью. Была уверенность, что коммунисты по одномандатникам опередят либеральных демократов. Но у коммунистов в этот раз была работа на местах налажена слабо, хотя и был потенциал. Поэтому ЛДПР смогла пройти. Кроме того, одномандатники прошли ведь там, где не было сильных конкурентов от "Единой России", - говорит политолог, директор Центра политологической информации Финуниверситета Павел Салин.

Александр Ивачев, чкаловский защитник|Фото: Накануне.RU

Зачем договариваться, когда можно взять все

Что характерно, такие результаты КПРФ показывает в условиях тенденции на "полевение" россиян и массовой ностальгии по СССР.

"Еще в прошлом году все фиксировали левый тренд, политологи и социологи. Все, что требовалось от Зюганова – провести ударную хорошую кампанию, с новыми лицами, новыми идеями. Вместо этого Зюганов опять предложил КПРФ как абсолютно унылый коктейль из тех же самых лиц, а прежде всего самого себя. По одномандатным округам в КПРФ даже и не отработали, были уверены, что и так пройдут по спискам", - говорит политолог, бывший сотрудник Администрации президента Олег Матвейчев.

Бессменный лидер КПРФ Геннадий Зюганов в ответ на критику заявил, что причина неудачного выступления его партии на выборах - в "мухляже".

"Откройте список - у нас 120 вторых мест, иногда мы на пятки наступали "Единой России". Если бы они не мухлевали и не подсыпали, совсем другие результаты были. Они их разбавили… и ходят посмеиваются, хотя сами потеряли почти 20 млн избирателей", - заключил Зюганов.

"Сама КПРФ, конечно, не безгрешна. Главная проблема этой партии в том, что призывает к практически полному восстановлению прошлой системы управления страной, не пытаясь разобраться, что в этой системе было работоспособно, а что нужно исправлять. Из ее риторики видно, что руководство коммунистов ничему не научилось. Но проиграли же и партии, которые предлагали пересмотренные программы. Тут дело явно в том, что одна партия в стране - "Единая Россия" - просто опирается на чужие успехи", - говорит политконсультант Анатолий Вассерман, который также потерпел неудачу на выборах в одномандатном округе, выдвигаясь от "Справедливой России".

Левая активистка, которая шла на выборы от партии "Коммунисты России", Дарья Митина видит причины результатов КПРФ в новом избирательном законодательстве. Половина нынешнего состава Госдумы избиралась по партийным спискам, как раньше (225 мест), другая половина - от одномандатных округов (еще 225 мест).

"КПРФ не провалилась, но получила меньше, чем ожидалось и чем ожидали сами коммунисты. Их снижение - не критичное по процентам, но проблема в том, что избирательное законодательство у нас такое, что когда низкая явка, условно говоря, та же "Единая Россия" получила снижение поддержки по количеству голосов, в абсолютном выражении, а мест в парламенте получила больше. Причем существенно больше. КПРФ получила голосов (в абсолютном исчислении) не намного меньше, чем в 2011 году, но фракция уменьшится с 92 человек до 42. Избирательное законодательство у нас, как известно, пишется в интересах правящей партии", - говорит Дарья Митина.

Однако, эксперты отмечают, что правила эти были озвучены не за год и не за два до начала выборов, и КПРФ при горячем желании вполне могла подготовиться.

"Была проведена работа, кадровая ротация [партии власти] внутри, на две трети обновился состав кандидатов. "Единая Россия" серьезно отнеслась к тому, чтобы "перелогиниться", сделать такой ребрендинг, чтобы в это поверили избиратели, на выборах мы увидели, что избиратели поверили. КПРФ и ЛДПР объявили о ротации и обновлении состава спикеров, но избиратели этого просто не заметили по факту", - говорит политолог, директор Центра политической информации Алексей Мухин.

Другая претензия парламентских коммунистов к власти состоит в том, что к выборам были допущены их непарламентские единомышленники – "Коммунисты России". Якобы именно они отобрали у КПРФ 2,5% (по предварительным данным), которые так были нужны партии. Проще говоря, в КПРФ считают, что власть специально допустила на выборы "спойлеров" для "красных".

На деле же ситуация обстоит несколько иначе. Левые активисты пошли на выборы отдельно, потому что в свое время КПРФ сама исключила их из своих рядов.

"Я пошла от "Коммунистов России", потому что "Объединенная коммунистическая партия" пока не принимает участия в выборах, а с "Коммунистами России" у нас есть определенная договоренность о поддержке на выборах. Поскольку мы - не КПРФ, мы достаточно тесно союзничаем с братскими партиями. "Коммунисты России" помогли нам в ряде регионов с выдвижением, мы, в свою очередь, где-то поддержали их, где-то партию РОТ-Фронт, в Питере мы поддерживали РОТ-Фронт. Мне смешно, когда я слышу рассуждения про спойлерство. Спойлер, как известно, - это внешняя конструкция, которая сделана с какими-то целями. Естественно, никакими спойлерами ОКП или "Коммунисты России" не являются. Это те же самые члены КПРФ, которые в разные годы были исключены из партии в ходе совершенно безумных действий зюгановского руководства. "Коммунисты России" отделились от КПРФ в 2004 году, и отделились они не от хорошей жизни", - говорит Дарья Митина, бывший кандидат от партии "Коммунисты России".

Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU

Политтехнолог и бывший сотрудник Администрации президента Олег Матвейчев полагает, что непарламентские леваки просто не такие "рыхлые", как зюгановские. По его словам, "Коммунисты России" продемонстрировали, как должна выглядеть на выборах настоящая коммунистическая партия, чтобы иметь успех.

"Зюганов не поймал эту волну (волну левых настроений в обществе, - прим. Накануне.RU), не воспользовался, все расплескал и растерял. В обществе - огромная ностальгия по СССР, общество требует Сталина. Зюганов говорит, что партия "Коммунисты России" отняла у него голоса, но это же глупость абсолютная - "Коммунисты России" получили свои голоса, поскольку они - другие коммунисты, не рыхлые, зюгановские. У них в программе "десять сталинских ударов" и прочее. Зюганов еще и сам отказался от образа Сталина. Ну, все ведь объясняли ему, что образ Сталина в кампании КПРФ бы вынес их на вершину, даже победу на выборах мог обеспечить. Нет же, надо было спрятаться за своей бесконечной критикой чиновников, Медведева, правительства, и все заболтали", - говорит Олег Матвейчев.

"Единая Россия" смогла сделать простую вещь – донести месседж "Мы партия Путина". КПРФ в ответ могла бы сказать: "Мы партия Сталина" – и надо было еще посмотреть, что после этого бы получилось", - заключает эксперт.

При этом Олег Матвейчев уверен, что Зюганов вполне мог позволить себе использовать образ Сталина в кампании, не испытывая давления из Кремля.

"А кто его одернет (Зюганова, - прим. Накануне.RU)? Да и нет никаких одергиваний. Посмотрите, вот он сегодня ночью идет, зная, как в администрации щепетильно относятся к вопросу легитимности, открытости и конкурентности выборов, и вещает, что это были самые черные, грязные и нечестные в истории выборы. Почему его не одергивают? Зюганов не поддается никакому одергиванию никогда, поэтому все, что мы видим – результат работы его собственных тараканов в голове. Тараканы у него заблудились, пошли не туда", - говорит бывший сотрудник Администрации президента.

Иосиф Сталин, Награды, Орден Победы|Фото: artnow.ru

Неудивительно, что в Сети популярна версия, что Зюганов "провел договорняк" с "Единой Россией". В пользу нее говорит пассивность КПРФ на выборах, отказ от борьбы за одномандатные округа, ее решение работать только на голосование по списку.

С этим не согласна бывший кандидат в депутаты от "Коммунистов России" Дарья Митина, по ее мнению, "договорняка" быть не могло просто потому, что время, когда это практиковалось - закончилось. Именно это и показали выборы-2016.

"Давайте судить по реакции, Зюганов был весьма раздражен. КПРФ - партия парламентская, а вся партийная жизнь партии и ее лидеров зависит от успеха на выборах. КПРФ – партия выборов по договорняку. Но время выборов по договорняку закончилось. "Единая Россия" просто решила, что не за чем с кем-то договариваться, если можно взять все. Если когда-то и были договоренности, то на этих выборах они пошли прахом. С одной стороны, это плохо, потому что мы получили беззубый парламент, а с другой стороны – хорошо. Выборы стали холодным душем для КПРФ. Слишком долго они сидели в тепличных условиях, пользуясь плодами договоренностей. Сейчас они закончились. Партия власти поняла, что договариваться не нужно, ведь можно скушать все", - говорит Митина.

"Электоральное чудо"

В успех ЛДПР мало кто верил, даже после того, как он был предсказан из Администрации президента. Слишком известна специалистам слабоуправляемая и нередко конфликтная структура региональных отделений ЛДПР. Однако, результат налицо, получен он вопреки критике, ЛДПР приобрела серьезное представительство в новом парламенте, практически получила второе место на выборах.

"Если "Единой России" помог серьезно Путин, то ЛДПР буквально за волосы вытащил из электорального болота Жириновский. Насколько его еще хватит? Не знаю. Одномандатники у ЛДПР слабые, по регионам она работала плохо. Объяснение такого результата у меня только одно. За счет харизмы лидера произошло электоральное чудо", - говорит политолог Алексей Мухин.

По мнению политолога Павла Салина, на руку жириновцам сыграло то, что избирательная кампания была довольно скучной и неяркой, у их лидера не было достойных соперников в красноречии.

"Жириновский, как и "ЕР", тоже предложил сохранить статус-кво, но упор сделал именно на внешнеполитический курс, который популярен. Сыграла также его харизма, к тому же, на фоне скучной избирательной кампании. Если бы Мальцев был не один, а таких, как Мальцев, был бы десяток, то Жириновский затерялся в этой кампании и потерял голоса. Вышло же так, что Жириновский был единственной яркой фигурой во время избирательной кампании", - говорит Салин.

коллаж, Зюганов, Жириновский, КПРФ, ЛДПР, выборы|Фото: Накануне.RU

Оппозиция одномандатников

Политологи уверены, что новая Госдума несколько изменит внутреннюю политику в целом. В первую очередь, постепенно сойдет на нет мобилизационный заряд, который получила страна после воссоединения с Крымом.

"Жириновский и Зюганов просто наскребли по сусекам, получили все преференции (маленькие, на самом деле), которые могли получить партии "крымского консенсуса". Но крымский консенсус сходит с повестки дня", - считает политолог Алексей Мухин.

"Мобилизационный эффект от Крыма растрачен", - говорит он.

Делаются и довольно парадоксальные предположения. Несмотря на то, что место парламентской, системной оппозиции в новом парламенте по факту опустело в принципе ("Единая Россия" получила конституционное большинство - 342 мандата), Госдума 7-ого созыва может стать очень несговорчивой и даже уйти в оппозицию правительству.

"Эта Дума будет менее конформистской, чем прошлая, которая была в большей степени политической и заслужила немало нелестных эпитетов в свой адрес от критиков. Новая Госдума, я надеюсь, будет эксплуатировать принципиально иной формат и увеличивать политический вес. Она будет более экономической, что продиктовано кризисной ситуацией", - продолжает Алексей Мухин.

225 одномандатников слабо зависят от своих партий и гораздо больше - от региональных элит и своих избирателей на местах, с которыми они работали на выборах. Именно позиция одномандатников позволит Госдуме стать серьезным инструментом влияния на власть. Впрочем, теоретически помешать уходу одномандатников в оппозицию курсу правительства могут жесткие правила фракционной дисциплины, но политолог Павел Салин предполагает, что если речь пойдет о серьезных и резонансных проблемах, например, об урезании выделяемых регионам средств, то одномандатники могут выступить и независимо, вне фракционной позиции.

"Основная интрига – поведение одномандатников. Может так оказаться, что одномандатная фракция внутри "ЕР" будет куда более оппозиционная, чем коммунисты, жириновцы или "эсеры". Одномандатники при своем отборе прошли тяжбу с центром по округам, где и кого будут выдвигать. И победили в этой схватке регионы. Теперь одномандатники больше связаны с регионами, чем с федеральным центром, и большим обязаны местным элитам и своим избирателям. Еще один момент, что каждый одномандатник шел на выборы самостоятельно и побеждал сам, потому ощущает себя вполне самостоятельным политиком", - делится Павел Салин.

"Когда федеральный центр начнет прищемлять регионы по финансам, через годик, после президентских выборов, когда власти попробуют начать жестко резать социальные расходы, вот тогда эти одномандатники могут сформировать в Госдуме критическую массу", - говорит Павел Салин.

Светлое будущее

Будущее партии КПРФ после выборов 2016 года выглядит туманным. Писатель, левый политик Эдуард Лимонов и вовсе полагает, что КПРФ утратила популярность в народе и будет терять ее дальше. Не поможет коммунистам даже "омоложение" руководства или смена лидера.

"КПРФ - длинная и скучная история, которая тянется с 1993 года, когда партия имела огромное количество депутатов в парламенте, но эти депутаты не пригодились. Когда-то все думали, что Зюганов лежит, как бронтозавр на лужайке, а когда он уйдет, начнется что-то живое. Сейчас уже ничего живого нет, все растрачено за всеми этими деревянными словами КПРФ про трудящихся, надои, коров, цифры, потерянные заводы и так далее. Ничто не бывает вечным. Коммунистическая партия боязливая и нерешительная, поэтому она будет дальше терять популярность. Ее невозможно даже омолодить – все, проехали. Совершенно меня не интересует, сколько она процентов набрала. Видно, что КПРФ потеряла влияние в стране. КПРФ непопулярна в стране, где свыше 70 лет был социализм, а потом почти коммунизм. Это, конечно, позор. С 1848 года, с момента написания Коммунистического манифеста, Маркс для них старался, Энгельс старался. У них были такие возможности, а они все проиграли", - поделился с Накануне.RU писатель Эдуард Лимонов.

Политолог Олег Матвейчев призывает КПРФ на ближайшем съезде все же сменить лидера, и тем самым хотя бы попытаться спасти партию.

"У КПРФ, разумеется, есть хорошая молодежь. Можно просто брать молодых коммунистов из отделений партии в руководство, да и в самом руководстве есть более-менее молодые лидеры. Просто надо группироваться молодежи внутри партии, а там сейчас каждый сам за себя, а Зюганов может управлять, разделяя и властвуя. Скорее всего, что-то будет высказано на общепартийном съезде. Но быстро съезд Зюганов проводить не будет – дождется, пока остынут эмоции. Но, по идее, на съезде кто-то всегда может встать и сказать, дескать, слушайте, ну сколько можно уже? Его вполне могут поддержать", - говорит Матвейчев.

Уход Зюганова со своего поста может "дать надежду" активистам партии, которые "видят, что все идет к краху, что все плохо, они обижены и разбиты".

"С таким настроением можно прийти просто к абсолютному концу. Новое лицо коммунистов, ребрендинг вселил бы надежду", - говорит Матвейчев.

Однако, по мнению политолога Алексея Мухина, именно уход Зюганова уничтожит партию, а не наоборот.

"Я думаю, что они (активисты КПРФ, - прим. Накануне.RU) пошумят и успокоятся. Результат не такой плохой, хотя прогнозировался гораздо более высокий. Но в этом повинны сами коммунисты, начали кампанию они довольно бодро и действительно испугали своих оппонентов, например, ЛДПР, а закончили за упокой. Партии КПРФ и ЛДПР выстроены так, что замена лидера приведет к обрушению всей конструкции. Я думаю, что партийные технологи с большим опасением наблюдают за здоровьем этих лидеров", - говорит Мухин.

Проигрыш КПРФ дал пищу для размышления, какой будет новая коммунистическая партия, которая была бы адекватной запросам ее аудитории. Агентство политических и экономических коммуникаций по горячим следам после выборов опубликовало доклад о том, что идет усиление конкуренции в левой нише, и это стало заметным трендом прошедшей избирательной кампании.

Активистка "Коммунистов России" и "Объединенной коммунистической партии" Дарья Митина уверена, что результаты выборов - не повод для пессимизма, она называет их "холодным душем". Не исключено, что КПРФ попытается преодолеть раскол и объединиться со своими осколками, которые пока руководство партии воспринимает как нечто враждебное, как "спойлеры".

Писатель Эдуард Лимонов высказывает мысль, что новая коммунистическая партия уже не должна быть классически марксистской.

"Конечно, партия, выражающая коммунистическую идеологию, нужна, но ни одна идеология не вечна. Сейчас мы наблюдаем катастрофическое старение либерализма, то же самое происходит с классическим марксизмом. Партия, выражающая интересы плебса, как называли его в Древнем Риме, нищей части населения. Но не в такой форме уже, не в форме марксизма", - говорит он.

Эдуард Лимонов также вспоминает, что первый партийный раскол в стане коммунистов произошел в 1992 году.

"Тогда столкнулись два течения - анпиловское и зюгановское. Зюганов одолел, и это плохо", - констатирует писатель. Однако, даже новая левая партия, как бы хорошо она ни была устроена, может столкнуться с тем, что на самом деле пресловутое "полевение" народа - не реальность, а всего лишь удачно запущенный миф. В такой ситуации у левой политики просто нет маневра для работы.

Впрочем, надо думать, что экономическая ситуация, методы работы медведевско-"гайдаровского" правительства, дальнейшее расслоение и обнищание общества это предположение будут опровергать и опровергать.



Иван Зуев